Меню сайта
Категории раздела
Из опыта работы [1]
Мои статьи [8]
Комментарии
Sun-shine сказал(а):

Асемгуль Саясатовна, Ваша работа опубликована


Sun-shine сказал(а):

Работа опубликована, Ажар Бахтыбаевна


Sun-shine сказал(а):

Работа опубликована, Ажар Бахтыбаевна


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня нас посетили
Гости континентов
Главная » Каталог статей » Учитель и наука » Мои статьи

Сущность процесса духовно-нравственного становления личности

Сущность процесса духовно-нравственного становления личности
С.С. Салиш
средняя школа № 53 г. Актобе
Проблема духовно-нравственного становления личности всегда занимала значительное место в научных исследованиях. Это говорит о том, что данная проблема в разные времена и годы постоянно волновала философов, психологов, социологов, педагогов и др. Теоретическое изучение данной проблемы непосредственно связано с пониманием сущности проблемы духовно-нравственного становления личности.
В рамках нашего исследования особо значимой является определение сущности понятий «духовность», «нравственность», «процесс» и «становление».
В словаре по этике подчеркивается, что духовность – специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, это позиция целостного сознания. Духовность как действенное проявление человеческого духа несводима ни к  «психическому» – высокому свойству высокоорганизованных, наделенных мозгом биологических систем, ни к «интеллектуальному» – познавательному механизму психики. [1, с.87]
В словаре по педагогике даются следующие определения понятия духовность. «Духовность – 1. высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности; 2. индивидуальная способность к миро- и самопониманию, ориентированность личности действовать «для других», поиск ею нравственных абсолютов; 3. с христианской точки зрения – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.». [2, с. 82]
Исследования психологов дополнили и расширили разработку понятия «духовность». С.Л. Рубинштейн считает, что «духовное развитие человека проявляется и совершается в деятельности человека, его практических и творческих делах». [3, с. 242]
Существует множество трактовок понятия «процесс», однако сущность их сводится к следующему: процесс есть последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь. В словаре по педагогике приводится следующее определение термина «становление». «Становление – приобретение новых признаков и форм в процессе развития; процесс приближения к определенному состоянию». [2, с. 323]
В определении сущности понятия «становление» мы солидарны со следующей трактовкой. «Становление – термин, отражающий достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свое отношение с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор». [4, с. 202] 
Совершенно очевидно, что возникает необходимость определения смысла понятия «развитие». В современной педагогике под развитием понимается изменение, представляющее собой переход от простого к все более сложному, от низшего к высшему, постепенный переход от накопленных количественных изменений к наступлению качественных изменений.
Духовно-нравственное становление личности мы рассматриваем как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют внешние социальные факторы и ее собственная мыслительная,  эмоциональная и волевая активность.
Процессуальный характер становления личности подчеркивали в своих работах С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, И.С. Марьенко и др. Процессуальный аспект духовно-нравственного становления школьников реально отражает закономерную, последовательную, непрерывную смену следующих друг за другом этапов.
Анализ работ зарубежных исследователей по проблеме духовно-нравственного становления личности, позволяет сделать вывод о рассмотрении ими этой проблемы в рамках изучения вопроса нравственного развития личности.
Сторонники теории социального научения (Дж. Аронфрид, М. Харрис, М. Хоффман и др.) рассматривают нравственное развитие как адаптивный процесс усвоения заданных обществом форм поведения, протекающий по бихевиористической схеме «стимул – реакция».
Следуя когнитивно-генетическому подходу, Ж. Пиаже выдвинул положение о соответствии стадий интеллектуального и морального развития, сводя последнее к развитию моральных суждений, а также тезис о детерминации моральных суждений структурой отношения ребенка с другими людьми. Положения Ж. Пиаже легли в основу многих исследований, наиболее известными являются труды Л. Кольберга.
Сравнение схем морального развития, разработанные Ж. Пиаже и Л. Кольбергом, позволяют выявить следующие общие положения:
- моральное мышление развивается по восходящим ступеням;
- данные ступени представляют собой качественно различные образования;
- нижестоящая ступень постепенно переходит, а затем полностью заменяется вышестоящей; и др.
Однако, наблюдаются и существенные различия. Во-первых, различия состоят в разном количестве ступеней и в определении конечного итога развития. Во-вторых, система морального развития Л. Кольберга более четко дифференцирована.
Так, Л. Кольберг выделяет три уровня и шесть стадий морального развития:
- предконвенциональный уровень (1 стадия – «гетерономная мораль», 2 стадия – «индивидуалистическая мораль»);
- конвенциональный уровень (3 стадия – мораль взаимных межличностных ожиданий, 4 стадия – «мораль социальных систем и сознания»);
 - постконвенциональный уровень (5 стадия – «социальный договор и личное право», 6 стадия – «мораль универсальных этических принципов»).
Моральная зрелость, согласно данным Ж. Пиаже, достигается примерно в 12 лет параллельно с достижением уровня автономных рассуждений. По Л. Кольбергу же, моральная зрелость определяется как способность к «принципиальным рассуждениям».
Американский исследователь Н. Буль выделяет 4 широких уровней морального поведения: доморальный уровень, уровень внешней морали, уровень внешне и отчасти внутренней морали, уровень полностью внутренней морали.
В философско-этической литературе существует положение о трех уровнях развития моральности личности, которые включают в себя:
1) стереотипное поведение (без особой внутренней активности);
2) моральность по нужде (большая часть поступков совершается соответственно моральным требованиям);
3) убежденная нравственность (нормы выполняются не по внешнему принуждению, а на основании внутренних потребностей).
В современной педагогике описаны три уровня нравственного становления личности: примитивный, мотивационный, гармоничный. Первый характеризуется абсолютизацией удовольствия от удовлетворения биологических потребностей с сильным положительным эмоциональным подкреплением. Особенностью второго уровня выступает как постановка сознанием биологических потребностей под контроль социальных, под существующие моральные нормы. Третий уровень характеризуется тем, что нравственный кодекс человека не только соответствует общественным нормам, но и в чем-то даже опережает их, дает высокую степень согласия человека с самим собой и с окружающим миром.
Результатом духовно-нравственного становления, согласно современному гуманистическому подходу в образовании, принято считать формирование морального облика человека, не приносящего вреда ему самому, другим людям, обществу.
Целью этой деятельности выступает формирование морально-нравственной культуры поведения, восприятия и преобразования окружающего мира в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и общепринятыми моральными нормами.
Таким образом, в своем исследовании под термином «духовно-нравственное становление личности» мы понимаем такой систематический педагогический процесс, который направлен на организацию детей на преодоление и решение противоречий, проблем, вопросов, конфликтов в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.
 Список литературы:
1.               Словарь по этике/ Под ред. И.С. Кона – М.: Изд-во Полит. лит-ры, 1975.– 391с.
2.               Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448с. Существует множество трактовок понятия «процесс», однако сущность их сводится к следующему: процесс есть последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь.
3.               Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – 410с.
4.               Богаров В.М. Психология и педагогика для студентов вузов/ В.М. Богаров и др. – Изд. 3-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 248с.
5.               Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.: Педагогика,1985. – 104с.
6.               Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. и со вступ. ст. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 140 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Sun-shine (10.04.2012)
Просмотров: 5162 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Посетители
Free counters!
Гости сайта
Сайты сообществ
Сайт сообщества

При полном или частичном копировании материалов ссылка на сайт  //sun-shine-kz.ucoz.ru/  обязательна! 
© Салиш С.С., 2024