Меню сайта
Категории раздела
Из опыта работы [1]
Мои статьи [8]
Комментарии
Сагдат сказал(а):

58!


roman1241983b15 сказал(а):

67


wasistdas сказал(а):

Недочёты устранила.


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня нас посетили
Старт с 01.01.2014
Главная » Каталог статей » Учитель и наука » Мои статьи

Исследование проблемы духовно-нравственного становления личности младшего школьника в психолого-педагогической литературе

Исследование проблемы духовно-нравственного становления личности младшего школьника в психолого-педагогической литературе
Салиш С.С.
Актобе, сш № 53
В данной работе мы обращаемся к фундаментальным категориям философии и ряда других наук – категории духовности и нравственности. Мы считаем, что именно эти понятия наиболее значимы при постановке и решении любых проблем образования, воспитания человека, становления его личности, а также при построении адекватной задачам образования системы диагностики.
В философской, психолого-педагогической литературе существуют различные трактовки понятий «духовность», «нравственность», однако сущность их сводится к единому. Духовность есть высший уровень развития и саморегуляции личности, на котором жизненными ориентирами становятся высшие человеческие ценности, способность к миро- и самопониманию, ориентированность личности действовать «для других», поиск ею нравственных абсолютов. Нравственность – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
Рассмотрим особенности духовно-нравственного становления личности младшего школьника в психологической литературе. В зарубежных теориях З.Фрейда, Э.Эриксона, Ж.Пиаже, С.Коуэна дается общая характеристика этого периода.
З.Фрейд считал, что с 5 – 6 лет до полового созревания ребенок проживает латентный период, когда наиболее интенсивно развивается Суперэго ребенка: мораль, нравственные чувства…
Включив психосоциальное развитие человека, и акцентируя влияние общества на развитие личности, Э.Эриксон расширил  теорию З.Фрейда. Согласно теории Э.Эриксона, ребенок младшего школьного возраста осваивает различные приемы инструментальных и предметных действий, пытается завоевать признание, заслужить ободрение в ходе продуктивной деятельности.
Ж.Пиаже выделил 2 стадии морального развития детей: нравственный реализм и нравственный релятивизм. На первой стадии (6 – 7 лет) дети уверены, что правила и нормы поведения – это реальные и нерушимые условия существования. На второй стадии (с 7 лет) они понимают, что правила и нормы создаются людьми и их можно менять.
Л.Кольберг, развивший теорию Ж.Пиаже, выделил шесть стадий нравственного развития личности ребенка:
       Преднравственный уровень (4 – 10 лет).
Первая стадия. Поступки определяются внешними обстоятельствами, и поведение регулируется внешними стимулами (похвала, наказание). Поступок оценивается по важности его последствия (гетерономная мораль).
Вторая стадия. Моральные суждения о поступках выносятся в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (автономная мораль).
Дж. Флейвелл , основываясь на когнитивную психологию, рассматривал нравственное становление личности младшего школьника следующим образом. На смену дошкольному эгоцентризму в младшем школьном возрасте «приходит» позиция децентрации, на основе которой дети способны понять мысли и чувства другого человека, социальные отношения (дружба), социальные предписания (обычаи, правила, условности).
Характеризуя возрастные периоды, С.Коуэн ввел понятие «ресурсы развития», близкое к понятию «возрастные возможности» и описал условия, необходимые для развития. По его мнению, в младшем школьном возрасте, согласно ресурсам возраста, должно уделяться большое внимание формированию навыков коммуникации.
К. Роджерс в своих работах определил сущность понятия «Я-концепция» как восприятие и интерпретация человеком самого себя, отражающие те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, как он видит себя в связи с различными ролями, которые он играет в жизни.  
Возрастные возможности младших школьников в психологии стран постсоветского пространства изучались в основном в связи с формированием учебной деятельности и возникающих в этом процессе психологических новообразований возраста.
Одним из важных новообразований этого возраста принято считать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.
Формированию личности младшего школьника, особенностям его мотивационно-потребностной сферы, морального сознания посвящены многочисленные исследования психологов и педагогов.
С.Г.Якобсон считает, что в младшем школьном возрасте усиливается взаимная нормативная регуляция поведения в ситуациях морального выбора.
Л.Г. Выготский описал «кризис непосредственности» в семилетнем возрасте, означающий «пробуждение» способности сдерживать эмоциональные порывы, спонтанные реакции, возможности формирования навыков саморегуляции.
Изучению самосознания, Я-концепции посвящен довольно широкий круг исследований (Р. Бернс, И.Кон, Г.Крайг и др.).
Положительная Я-концепция определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.
Согласно концепции А.Ц. Гармаева, существуют определенные законы духовного развития человека. Одним из них является «закон последовательности запечатлений», который поддерживается механизмом их охранения. 
Г.Ю. Ксензова, следуя концепции А.Ц. Гармаева,  определила цикличные этапы духовно-нравственного становления личности. Так, младший школьный возраст охватывают третий и четвертый этапы становления личности.
Третий этап характеризуется развитием отношения к трудовой деятельности как отклика на нужду другого человека, проявлением почтительного отношения к родителям, воспитанием чувства совести через направление резерва душевных сил ребенка на труд-заботу.
Особенностью четвертого этапа является становление отношения к ученичеству, закрепление почтительного отношения к учителю, воспитателям, родителям…
В современной педагогике описаны три уровня нравственного становления личности: примитивный, мотивационный, гармоничный. Первый характеризуется абсолютизацией удовольствия от удовлетворения биологических потребностей с сильным положительным эмоциональным подкреплением. Особенностью второго уровня выступает как постановка сознанием биологических потребностей под контроль социальных, под существующие моральные нормы. Третий уровень характеризуется тем, что нравственный кодекс человека не только соответствует общественным нормам, но и в чем-то даже опережает их, дает высокую степень согласия человека с самим собой и с окружающим миром.
Теория нравственного воспитания нашла свое отражение в трудах Н.И.Болдырева, Л.А. Высотиной, И.С. Марьенко и др. В работах этих ученых раскрыт процесс нравственного воспитания, формирования элементов нравственного сознания, чувств и поведения, основные закономерности, принципы, формы и методы нравственного воспитания.
В работах О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, О.Д. Калининой, В.И. Петровой и др. раскрыты теоретические и научно-методические основы формирования нравственного сознания и поведения школьников.
Исследования А.В. Киричука, Н.Е.Щурковой, М.Г.Яновской посвящены разработке системы воспитания у школьников нравственных отношений.
Названные ученые рассматривали роль и значение, цели и содержание нравственного воспитания у школьников, выделяли  и характеризовали его источники и факторы. Ими предложены различные методики и диагностики нравственной воспитанности, получены конкретные положительные результаты нравственного воспитания учащихся в процессе игровой, учебной, внеклассной видах деятельности.
В настоящее время вопросами нравственного воспитания занимаются Н.Г. Капустина, Т.Г. Самойленко, А.И. Шемшурина, М.И. Шилова и др. 
С педагогической точки зрения процесс духовно-нравственного становления личности должен иметь некую цель и не может не иметь противоречий, которые являются двигателем данного процесса, осуществляя собственно его становление.
Результатом духовно-нравственного становления, согласно современному гуманистическому подходу в образовании, принято считать формирование морального облика человека, не приносящего вреда ему самому, другим людям, обществу.
Целью этой деятельности выступает формирование морально-нравственной культуры поведения, восприятия и преобразования окружающего мира в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и общепринятыми моральными нормами.
В своем исследовании под термином «духовно-нравственное становление личности» мы понимаем такой систематический педагогический процесс, который направлен на организацию детей на преодоление и решение противоречий, проблем, вопросов, конфликтов в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме духовно-нравственного становления личности младшего школьника позволил определить следующие выводы. В истории психологии заняли особое место теории о стадиальном характере  развития морального сознания.  Младший школьный возраст является сензитивным для процесса духовно-нравственного становления. Процесс духовно-нравственного становления личности есть процесс преодоления противоречий в пользу морального выбора.
 Список использованных источников.
1.     Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика. – М.: Московский психолого-социальный институт. 2005, – 448 с.
2.     Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
3.     Ксензова Г.Ю. Психологические основы воспитательной деятельности учителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 224 с.
4.     Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5.     Психологический словарь/ авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с.
6.     Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. 5-е изд., перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Sun-shine (19.03.2012)
Просмотров: 2732 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Посетители
Free counters!
Гости сайта
Сайты сообществ
Сайт сообщества

При полном или частичном копировании материалов ссылка на сайт  http://sun-shine-kz.ucoz.ru/  обязательна! 
© Салиш С.С., 2017