Меню сайта
Категории раздела
Из опыта работы [1]
Мои статьи [8]
Комментарии
Sun-shine сказал(а):

Асемгуль Саясатовна, Ваша работа опубликована


Sun-shine сказал(а):

Работа опубликована, Ажар Бахтыбаевна


Sun-shine сказал(а):

Работа опубликована, Ажар Бахтыбаевна


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня нас посетили
Гости континентов
Главная » Каталог статей » Учитель и наука » Мои статьи

Исследование современного понимания духовности личности человека

Исследование современного понимания духовности личности человека
С.С. Салиш, аспирант АГУ им. К. Жубанова
Современное понимание термина «духовность» исторически теснейшим образом связано с понятием «дух». В философском энциклопедическом словаре описываются три формы бытия духа: дух отдельного индивида (личный дух), общий дух (объективный дух), объективированный дух (совокупность завершенных творений духа). Личный дух становится самим собой благодаря «врастанию» индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он может частично усвоить в процессе воспитания и образования. Это «врастание» и есть «его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью».
В словаре по этике подчеркивается, что духовность – специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, это позиция целостного сознания. Данная позиция характеризуется бескорыстностью, эмоциональностью, свободой. Духовность как действенное проявление человеческого духа несводима ни к  «психическому» – высокому свойству высокоорганизованных, наделенных мозгом биологических систем, ни к «интеллектуальному» – познавательному механизму психики.  
А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян понимают духовность «как обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу – одухотвориться». [1, с.382]
Р.Л.Лившиц делает вывод о том, что духовность – это такая жизненная позиция личности в мире, в которой реализуется ее внутренняя свобода и творческое начало. Сущность духовности, по его мнению, состоит в открытости личности миру. «Духовность есть такая смысложизненная позиция личности в мире, которой человек открывает себя миру, а также другому человеку как единичному носителю родовой человеческой сущности. Духовность заключена в устремлении к социально-позитивным, гуманистическим ценностям, в ней происходит развитие родовой сущности человека». [2, с.49]
Духовность, по мнению В.Н. Шердакова, предполагает, что для человека существуют вопросы и цели высшего порядка (о смысле бытия), что он «пытается разрешить эти вопросы  и строить свою жизнь согласно своему пониманию мира». [3, с.28]
Духовность в трактовке С.Л. Франка определяется как некая надындивидуальная реальность, в которой пребывает каждый религиозный человек. Однако, концепция С.Л. Франка допускает возможность неконфессиональной интерпретации и ведет к трактовке духовности как погруженности индивидуального сознания в тело культуры. В данной концепции человеческие коммуникации (Я – Ты, Я – Мы), подразумевающие наличие нравственного аспекта, выделяется как системообразующий элемент. Такова, например, концепция Г.Э. Бурбулиса, В.Е. Кемерова.
Духовность, согласно их подходу, – « это особая концентрация интеллектуальных сил человека, вырабатываемая в процессе социального бытия…», «особая способность людей сознательным образом относиться к общественно-историческому процессу жизни и участвовать в его творческом преобразовании и развитии». [4, с.91]
Т.И. Власова определяет духовность как «имманентно присущее качество человека, способ его существования, которому соответствует внутренняя направленность на высшие ценности, придающие человеческой жизни и всей человеческой культуре высшее измерение, высшее знание и смысл. Духовность есть феномен сохранения преемственности поколений, позитивных тенденций развития человека, поддержания человеческого способа жизни». [5, с.140]
По мнению С.Б. Крымского, «духовность приводит к соединению образа мира с нравственным законом личности. Духовность – это способ самостроительства личности, что связывает ее с выбором человеком своего собственного образа, своей свободы и роли».
В.Н. Колесников дает следующее определение термину «духовность». «Духовность – это основная глубинная Сила человеческой индивидуальности. Ее активность устремляет душевный мир к предельному состоянию эволюции – к ее Совершенству. Духовность обозначает потребность постижения смысла и назначения всей жизни». [6, с.10]
В понимании И.А. Колесниковой «духовность – это потребность и способность человека путем внутренних усилий устанавливать и сохранять связь с надындивидуальным, а также с надчеловеческим пространством, т.е. со сверхсистемой, в которую «вписано» бытие человечества как разумной части живой природы, в которой концентрируются все человеческие (Всечеловеческие) смыслы». [7, с.24]
А.И. Подберезкин определяет духовность как преобладание высших духовных моральных интересов над материальными, наличие высоких гражданских этических и эстетических идеалов.
По мнению Л.П. Буевой, существенным для определения понятия духовности является противопоставление утилитарно-прагматических ценностей и ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, существующие в контексте «вечных вопросов человеческого бытия». Духовность по Л.П. Буевой есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов, в ней конкретизируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком.
Особый интерес представляет рассмотрение данной проблемы В.А. Черкасовым. Под духовностью он понимает «потребность и способность личности к творчеству в различных сферах культуры (материальной, духовной, соционормативной); потребность и способность «быть для других»; потребность в свободе, в свободе самореализации, способности к самообразованию и саморазвитию (результат педагогической деятельности)». [8, с.30]
В словаре по педагогике даются следующие определения понятия духовность. Духовность – 1. высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности; 2. индивидуальная способность к миро- и самопониманию, ориентированность личности действовать «для других», поиск ею нравственных абсолютов; 3. с христианской точки зрения – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.
Н.Г. Дмитриева определяет понятие духовность следующим образом: «духовность личности – это система ее ценностей, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире, о себе, о добре и зле, все то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся и отчего грустим. Это наш духовный мир.» [9, с.24]
«Духовность» в понимании Р.Х. Лепехиной – категория главным образом нравственная, «и только нравственные стимулы поведения, стремление к добру, справедливости, помощи другим – чисто духовны и полностью бескорыстны. Совесть и долг называют инструментами духовности».
Д.А. Белухин понимает духовность как смысл поведения личности», и «то, что не наносит вред окружающим и самому человеку, а также несет в себе устремленность к высоким идеалам» называет «духовным (нравственным, высоконравственным).
Изучение литературных источников показало, что современные ученые рассматривают духовность в четырех направлениях:
1) поиски корней духовности не столько в самом человеке, особенностях его личности и склонности к рефлексии, сколько в продуктах жизнедеятельности;
2) изучение ситуативных и личностных факторов, способствующих возникновению у человека духовных состояний;
3) духовность есть принцип саморазвития и самореализации человека, обращения к высшим ценностным инстанциям конструирования личности;
4) религиозное.
В рамках первого направления духовность субъекта определяется как «результат его приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, а дух, прежде всего, категория культурологическая, мировоззренческая». [10, с.109]
Этические нормы являются важным источником духовности. Именно на них человек ориентируется в повседневной жизни. Высшие образцы человеческой культуры закреплены в этических, эстетических, юридических и прочих нормах. Духовное богатство человека возрастает, когда закрепленные в общественных нормах духовные ценности становятся неотъемлемой частью его духовного мира, субъективной реальности.
Второе направление исследований – изучение ситуативных и личностных факторов, способствующих возникновению у человека духовных состояний. Духовное состояние в этом случае рассматривается как психологический феномен. Феномен характеризуется тем, что человек временно не замечает внешнего мира, не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмыслении и переживании своего духовного состояния. «Духовные состояния противостоят материальной природе человека и мира: к вершинам духовного бытия субъект поднимается в редкие минуты интеллектуальных озарений и разрешения нравственно-трудных этических конфликтов».
Согласно исследованиям третьего направления, духовность следует рассматривать как принцип саморазвития и самореализации человека, обращения к высшим инстанциям конструирования личности (В.А. Бачинин, Г.Н. Мусин, В.А. Черкасов и др.). Духовность определяется как способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе, способность создавать внутренний мир, благодаря которому реализуется тождественность человека, его свобода от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями.
Четвертое направление имеет четко заданные религиозные рамки. Здесь духовное выступает как божественное откровение. Наглядно описывает данное направление толкование В.В. Даля: «Духовность – все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». 
Исследования психологов дополнили и расширили разработку понятия «духовность». Так, например, в Большом психологическом словаре дается такое определение. «Духовностью называют поиск, практическую деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения. Точнее, духовность – духовно-практическая (не утилитарная) деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека». 
В современной психологии наибольший интерес к проблеме духовности проявляют сторонники культурно-исторического, деятельностного и системного подходов к изучению личности.
С.Л. Рубинштейн считает, что «духовное развитие человека проявляется и совершается в деятельности человека, его практических и творческих делах». К.А. Абульханова-Славская, В.А. Петровский также понимают духовность как субъектность, как движущую силу собственно человеческого в человеке.
Д.Н. Узнадзе понимается духовность как установка; Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым – как человеческая уникальность; Б.С. Братусем, В.И. Слободчиковым – как внутренний мир человека, его субъективность; В.П. Зинченко – как живое знание; Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, А.Ф. Лазурским – как психическая активность.
Таким образом, обобщая изученные трактовки и определения, мы можем сделать вывод о том, что проблема духовности концентрировалась в таких сферах деятельности, как наука, религия, философия, социология и др. В педагогической науке, базирующейся на диалектическом материализме как методологической основе, духовность отождествляется с культурой быта, поведения, с трудом, эстетикой, нравственностью.
 
Использованная литература
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 472с.
2.  Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. – Екатеринбург. 1997. – 150с.
3.  Шердаков В.Н. Добро и зло // Человек и закон. – 1992. №1. – 28с.
4.  Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рационализм. – М. 1996. – 91с.
5.  Власова Т.И. Духовно-ориентированная парадигма воспитания в современной отечественной педагогике/ Т.И. Власова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. – Волгоград: Перемена, 2004. – с. 139-149.
6.  Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии: Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 160с.
7.  Колесникова И.А. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция / И.А. Колесникова, Л.С. Нагавкина, Е.Н. Барышников. – СПб. 1994. – 84с.
8.  Черкасов В.А. Духовность как педагогическое понятие (аспект светской духовности) / Проблема сущности человека и типа личности. Материалы I региональной науч.-практ. конф. 20 дек. 2000г. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2001. – 227с.
9.  Дмитриева Н.Г. Основы духовно-нравственного поведения // Нач. шк. – 1994. – №4. – с. 47-50.
10.               Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. – 1998. – №3. – с.104-110.
 Т?ЙІН
Ма?алада адамны? жеке т?л?асын рухани жа?ынан жа?а уа?ыт?а сай т?сіну ?арастырылады.
SUMMARY
The modern understanding of the spiritual personality of a man are examined in the article.

Категория: Мои статьи | Добавил: Sun-shine (17.07.2012)
Просмотров: 9968 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Посетители
Free counters!
Гости сайта
Сайты сообществ
Сайт сообщества

При полном или частичном копировании материалов ссылка на сайт  //sun-shine-kz.ucoz.ru/  обязательна! 
© Салиш С.С., 2024