Меню сайта
Категории раздела
Из опыта работы [1]
Мои статьи [8]
Комментарии
Sun-shine сказал(а):

Асемгуль Саясатовна, Ваша работа опубликована


Sun-shine сказал(а):

Работа опубликована, Ажар Бахтыбаевна


Sun-shine сказал(а):

Работа опубликована, Ажар Бахтыбаевна


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня нас посетили
Гости континентов
Главная » Каталог статей » Учитель и наука » Мои статьи

Социально-педагогическая сущность духовно-нравственного становления личности

Социально-педагогическая сущность духовно-нравственного становления личности
С.С. Салиш, сш № 53 г. Актобе
 Поворот Казахстана к демократии, гуманизации, правам и свободам личности потребовали переосмысления государственной политики в области образования. Возрос личностный фактор, который обусловил необходимость создания таких условий жизнедеятельности каждого ребенка, в которых он мог бы свободно расти и развиваться, духовно и нравственно обогащаться, становиться личностью.
Проблема духовно-нравственного становления личности всегда занимала значительное место в научных исследованиях. Это говорит о том, что данная проблема в разные времена и годы постоянно волновала философов, психологов, социологов, педагогов и др. Теоретическое изучение данной проблемы непосредственно связано с пониманием социально-педагогической сущности духовно-нравственного становления личности.
В рамках нашего исследования особо значимой является определение сущности понятий «духовность», «нравственность», «нравственное воспитание».
В истории философии содержание духовности определяется как переживаемая и осознаваемая причастность к человеческой общности, приобщение к родовой сущности человека.
В словаре по этике подчеркивается, что духовность – специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, это позиция целостного сознания. Духовность как действенное проявление человеческого духа несводима ни к  «психическому» – высокому свойству высокоорганизованных, наделенных мозгом биологических систем, ни к «интеллектуальному» – познавательному механизму психики. [1, с.87]
А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян понимают духовность «как обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу – одухотвориться». [2, с.382]
Р.Л.Лившиц предлагает следующее определение. «Духовность есть такая смысложизненная позиция личности в мире, которой человек открывает себя миру, а также другому человеку как единичному носителю родовой человеческой сущности. Духовность заключена в устремлении к социально-позитивным, гуманистическим ценностям, в ней происходит развитие родовой сущности человека». [3, с.49]
Духовность, согласно их подходу Г.Э. Бурбулиса и В.Е. Кемерова, –  это особая концентрация интеллектуальных сил человека, вырабатываемая в процессе социального бытия, особая способность людей сознательным образом относиться к общественно-историческому процессу жизни и участвовать в его творческом преобразовании и развитии.
В словаре по педагогике даются следующие определения понятия духовность. «Духовность – 1. высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности; 2. индивидуальная способность к миро- и самопониманию, ориентированность личности действовать «для других», поиск ею нравственных абсолютов; 3. с христианской точки зрения – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.». [4, с. 82]
Исследования психологов дополнили и расширили разработку понятия «духовность». С.Л. Рубинштейн считает, что «духовное развитие человека проявляется и совершается в деятельности человека, его практических и творческих делах». [5, с. 242]
Наряду с данными и другими определениями существуют и такие, которые характеризуют понятия «духовность» с религиозной  точки зрения.
Таким образом, обобщая изученные трактовки и определения, мы можем сделать вывод о том, что проблема духовности концентрировалась в таких сферах деятельности, как наука, религия, философия, социология и др. В педагогической науке, базирующейся на диалектическом материализме как методологической основе, духовность отождествляется с культурой быта, поведения, с трудом, эстетикой, нравственностью. В традиционно философском понимании духовность включает в себя три начала – познавательное, нравственное, эстетическое. Сердцевиной духовности является нравственность.
Русский термин «нравственность» является аналогом латинскому понятию «moralis» – мораль. Существуют различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Однако, в целом все попытки закрепить за данными понятиями «различный содержательный смысл и соответственно придать им различный понятийно-терминологический статус не вышли за рамки академических опытов». [2, с.10] Как мораль, так и нравственность  подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев, традиций людей, совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их нравственных действиях и поступках.
«Мораль – универсальная общественная форма отношений людей, которая существует изначально и является условием возможности этих отношений». [6, с.4]
А.П. Скрипник определил общее предназначение морали: во-первых, «она регулирует отношение духовного субъекта к самому себе и другим духовным субъектам»; во-вторых, «освещает отношения к существам, которые принадлежат к иным уровням бытия». [7, с.139].  М.Н. Росенко сравнивает роль морали с компасом, который помогает человеку сориентироваться в житейских бурях, решениях различных социальных проблем, духовных исканиях.
Изучение и анализ философской и педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что сущность морали раскрывается через ее функции. Основными функциями морали являются:
1. Регулятивная. Она регламентирует содержание отношений между людьми и является ведущей, поскольку позволяет морали выступать в качестве особого способа воздействия на поведение людей.
2. Воспитательная. Ее назначение  –  формирование человеческой личности, развитие ее самосознания. Через нее осуществляется передача нравственного опыта от поколения к поколению. Воспитательная функция морали может быть реализована только через целостную систему воспитания.
3. Познавательная. Она позволяет создавать и реализовывать  позитивный духовный потенциал личности в процессе общения с другими людьми, формирует у личности представления о содержании моральных отношений как на уровне чувственного, так и теоретического сознания, позволяющие не только понимать нравственную сущность происходящего, но и прогнозировать развитие событий.
4. Мировоззренческая. Данная функция определяет мораль как составную часть обобщенных и определенным образом субординированных взглядов личности, социальной общности, общества в целом на содержание и характер нравственных отношений. Мировоззренческая функция морали является важным фактором ориентации личности, обновления духовных установок, формирования новых идеалов, понимания вновь возникающих задач и нахождения необходимых средств их решения.
Теория нравственного воспитания нашла свое отражение в трудах Н.И. Болдырева, Л.А. Высотиной, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинского и др. Этими учеными раскрыты принципы, формы и методы процесса нравственного воспитания, нравственного становления личности школьника, методика формирования нравственного сознания, чувств и поведения.
В работах О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, Л.И. Катаевой, Р.Х.Лепехиной, В.И. Петровой и др. раскрыты теоретические и научно-методические основы формирования нравственного сознания и поведения школьников. Различные аспекты нравственного воспитания в учебно-воспитательной деятельности изучались Л.И. Божович, А.А. Калюжным, Н.Г. Капустиной, М.И. Шиловой и др.
Проблема нравственного становления личности является актуальной на протяжении длительного времени. Анализ педагогической литературы показал, что по данной проблеме существуют различные трактовки понятия «нравственное воспитание».
И.П. Подласый, например, определяет нравственное воспитание как «целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».
 М.М. Невежина, Н.В. Пушкарева, Е.В. Шарохина под термином «нравственное воспитание» понимают целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого самосознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали.
Согласно Б.Т. Лихачеву, нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий; процесс постоянных систематических решений, выборов, волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Автор выдвинул ключевое положение о том, что суть нравственного воспитания заключается в преодолении ребенком внутренних и внешних противоречий.
Данные противоречия Л.А. Высотиной объединены в следующие группы:
1) противоречия между различными внешними факторами: противоречия между влияниями широкой социальной среды и микросферы; между требованиями, ценностями семейного школьного и других коллективов;
 2) противоречия между внешними и внутренними факторами; между уровнем требований к ученику и его возможностями, готовностью к их выполнению; между новыми требованиями, ценностями и привычными взглядами, ценностями, привычным стилем поведения; между внешними требованиями учащегося к себе, между оценкой его и самооценкой и др.;
3) противоречия между различными внутренними факторами: между сознанием и чувствами; сознанием общественной и личной значимости интересов; между уровнем притязаний личности и ее способностями, возможностями; между новыми чувствами, элементами сознания и ранее сложившимися привычками поведения; между новыми и старыми ценностями.
Эффективность процесса нравственного воспитания во многом зависит от своевременного выявления и разрешения данных противоречий путем изменения обстоятельств общественных отношений, условий жизни и деятельности формирующейся личности.
В результате анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы определены понятия «духовность», «нравственность», «нравственное воспитание».
В своем исследовании мы придерживаемся следующего понимания указанных терминов. Духовность – система ценностей, стержень, вокруг которого формируется человеческая сущность, способность к миро- и самопониманию, ориентированность личности действовать для других. Нравственность – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В определении понятия нравственного воспитания мы согласны с Б.Т.Лихачевым – организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, вопросов, конфликтов, становлений. Противоречивость содержания нравственной жизни школьников следует рассматривать как главный объект воспитательного процесса, над организацией которого необходимо систематически и постоянно работать, сосредоточивая усилия на умелом разрешении  противоречий, развития у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, привычных форм поведения.
 
Список использованных источников.
1. Словарь по этике /Под ред. И.С. Кона. – М.: Изд-во Полит. лит-ры, 1975.
– 391с.
2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.
– 472с.  
3. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. – Екатеринбург, 1997. – 150с.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – 410с.
6. Основы этических знаний. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 224с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
7. Скрипник А.П. Этика. Учебник. – М.: Проект, 2004. С.352.
 Т?йін
Ма?алада рухани, адамгершілік, адамгершілік т?рбиесі ??ымдарыны? м?ні ?азіргі ?алымдарды? к?з?арасымен ашыл?ан. 
Summary
From the point of view of modern scientist the essence of these conceptions such as "morality”, "virtuousness” and "virtuous education” is revealed in this article.
 

Категория: Мои статьи | Добавил: Sun-shine (03.04.2012)
Просмотров: 2797 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Посетители
Free counters!
Гости сайта
Сайты сообществ
Сайт сообщества

При полном или частичном копировании материалов ссылка на сайт  //sun-shine-kz.ucoz.ru/  обязательна! 
© Салиш С.С., 2024