Духовно-нравственное становление личности в общей теории ноосферы
С.С. Салиш
АГУ им. К. Жубанова, г. Актобе
В становлении современной научной картины мира сыграли выдающуюся роль идеи В.И. Вернадского. В рамках нашего исследования интересны и важны его философские интересы – разработка целостного учения о биосфере и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами.
Семантическое пространство понятия «биосфера» в нашем исследовании синонимично, по определению В.И. Вернадского, понятиям «область жизни», «окружающий мир».
Деятельность человека, по В.И. Вернадскому, есть природное явление, поскольку сам человек является частью природы, частью биосферы. Человеческая деятельность выражает реальное соотношение между человеческим живым веществом – совокупностью живых людей – и окружающей природой, в первую очередь, ноосферой... Соотношение человек <> ноосфера – нераздельно.
Понятие «ноосфера», как облекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, теснейшим образом связано с возникновением и развитием человеческого сознания.
Проблема деятельности человеческого разума занимает важнейшее место в трудах Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Августина Блаженного, М. Аврелия, Асанга, Аверроэса, Т. Кампанеллы, И. Канта, Б. Паскаля, Г.В. Лейбница, Ф.В. Шеллинга, Г. В.-Ф. Гегеля, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, В.Н. Лосского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского и др.
Ноосфера, согласно энциклопедическим данным [1], есть новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом (1927), В.И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.
В самом общем смысле ноосфера – это «сфера человеческого духа и разума, которым наделено тело человека и «тело» общественного организма, обладающего высокоразвитой способностью к саморазвитию и одухотворенной саморефлексии». [2]
Важным этапом необратимой эволюции биосферы В.И. Вернадский считал ее переход в стадию ноосферы. Ноосфера это новое явление на нашей планете, в которой человек может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни...
На стадии ноосферы человек осознает, что он, будучи отдельной личностью, неотделим от всего человечества. «Человечество своей жизнью стало единым целым. Человек как житель планеты может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте». [3]
Н.Н. Моисеев говорит об эпохе ноосферы, «когда человек может обеспечить такое взаимоотношение с окружающей действительностью, которое позволит развиваться и обществу, и природе». [4, с.24] Процесс перехода в ноосферу – это процесс выработки новых принципов согласования своих действий, нового поведения людей, другими словами, новой нравственности. Н.Н. Моисеев рассматривает проблему Человека с позиций «нравственного императива», который является следствием «экологического императива» в ноосфере в свете развития системы институтов «Учитель». Логику развития «нравственного императива» Н.Н. Моисеев видит в соблюдении Человеком принципа благожелательности и уважения другого Человека («полюби ближнего как самого себя»). [4, с.258-268]
Проникновение духа в человеческое общество и природу: одухотворение, преобразование, переоформление всего, имеющего ценностный смысл, по мнению В.П. Большакова, есть процесс становления ноосферы, который проявляет себя в «действительной разумности жизни». [4]
Ф.Я. Шипунов вопросы нравственности и духовности в эпоху ноосферы рассматривает в рамках «биосферной этики». Согласно биосферной этике, принципами деятельности Человека выступают следующие постулаты: действуй таким образом, чтобы окружающий Мир, каждый Человек, все живое, как носители организованности природы, были целью всех и каждого, а не только средством деятельности всех и каждого. [6, с.83]
Критерием этики является нравственная истина, которая выступает в качестве личного духа и регулятора поведения, и проявляется в виде раскаяния или радости. Основа нравственности – внутренние отношения Человека к самому Себе, поиск и становление своего духовного «Я», выступающего в качестве идеала личности. Отношения Человека к Другим духовным «Я», к окружающему Миру есть внешняя сторона нравственности. Духовно-нравственный кризис, характерный для современного этапа развития общественно-политической жизни, наступает тогда, когда под влиянием внешних факторов Человек «теряет свою «ликовость», свое лицо» (Каргапольцев С.М.), не признает Других духовных «Я» и окружающего Мира и их прав на достойное духовно-нравственное существование.
Человек как живое дополнение биосферы есть индивидуальность, несущая в себе совершенствующийся микроМир и творческое духовное начало – Личность. Разум Человека есть проводник нравственной и духовной согласованности.
Духовность, нравственность Человека проявляется в его отношениях к самому Себе, к Другим, к окружающему Миру, в творчестве, создающем гармонию в его внутренней жизни и Мире.
Вопросы подготовки духовно-нравственного воззрения на Мир и людей лежат в основе образования как системы. Воспитание в этой связи должно ориентировать Личность Человека на окружающий Мир, на Других, на самого Себя, на составляющие их компоненты и принципы их организации.
Рассматривая глобальную проблему духовного, нравственного кризиса, важно отметить, что решением данной проблемы выступает формирование духовной Личности – индивидуальной, общественной, общечеловеческой, которая бы смогла нести ответственность за свою судьбу, судьбы Других, судьбу Мира.
Сегодняшний Мир требует становления такого Человека, который осознавал Себя и действовал как исследователь Мира, нравственный Деятель (творец, созидатель) в Мире и Духовный Подвижник.
Исследователь Мира – это Человек, изучающий и понимающий его организованность. Нравственный деятель защищает и создает жизнь, осуществляет духовно-практическую деятельность. Духовный подвижник является преемником духовного опыта предшествующих поколений, который свой деятельностью и всем своим существом сострадает, сорадуется, сопереживает всему Миру, Другим людям, растительному и животному миру.
Использованная литература:
1. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М. 2004.
2. Овсейцев А.А. Логика моделирования процесса становления ноосферы//http:// www.trinitas.ru/rus/doc/0203/001a/02030021.htm
3. Флоринская Ю.Ф. Понятие о ноосфере. http://nature.web.ru/db/msg.html
4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 351с.
5. Большаков В.П. Ноосфера, культура и время. http://admin.novsu.ac.ru/uni/vestnik.nsf
6. Шипунов Ф.Я. Оглянись на дом свой. – М.: Современник, 1988. – 240с.
|