Меню сайта
Категории раздела
Из опыта работы [1]
Мои статьи [8]
Комментарии
Sun-shine сказал(а):

Асемгуль Саясатовна, Ваша работа опубликована


Sun-shine сказал(а):

Работа опубликована, Ажар Бахтыбаевна


Sun-shine сказал(а):

Работа опубликована, Ажар Бахтыбаевна


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня нас посетили
evgeniasharovaplotnikova
Гости континентов
Главная » Каталог статей » Учитель и наука » Мои статьи

Факторы и компоненты духовно-нравственного становления личности младшего школьника

ФАКТОРЫ И КОМПОНЕНТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
С.С. Салиш (S.S. Salish)
(Актобе, Казахстан)

Проблема духовно-нравственного становления личности школьника рассматривается современными учеными-педагогами и психологами как одна из центральных в системе образования. В связи с этим одним из направлений работы педагогов по данной проблеме является изучение факторов и компонентов духовно-нравственного становления личности младшего школьника в научной литературе и практике.
В настоящее время в психолого-педагогической науке и практике выделены ведущие факторы воспитания, которые оказывают формирующее влияние на становление личности. Фактор в Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия определяется как причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.
Среди всех факторов необходимо особо выделить социальные, которые оказывают решающее влияние на духовно-нравственное становление личности учащегося, поскольку педагогический процесс является продуктом общественного развития.
Социальные факторы оказывают огромное влияние на процесс формирования мировоззренческих позиций личности, а значит и на отношение человека к окружающему миру. Они имеют большое значение и в развитии мотивов деятельности. Многочисленные исследование доказали, что социальные факторы качественно влияют на процесс духовно-нравственного становления личности, если будут взаимодействовать с целенаправленным педагогическим воспитательным процессом.
Социально-педагогические факторы реализуются в педагогической деятельности и являются своеобразным звеном между общественной жизнью и педагогическим процессом. Эти факторы будут оказывать действенное влияние на духовно-нравственное становление личности, если они выступают во взаимосвязи с педагогическими.
Ю.П. Сокольников относит к педагогическим факторам «деятельность воспитателей и деятельность воспитанников», причем ведущую роль в этом взаимодействии отводится деятельности педагога.[3, с. 136] Р.Х. Лепехина к педагогическим факторам относит и учебно-воспитательный процесс, выполняющий информационную, коммуникативную, ориентировочную функции. «Учебно-воспитательный процесс как фактор тесно связан с осмыслением учителями и учащимися значения нравственной работы в современных условиях духовного кризиса…» [2, с. 48]
В педагогической науке педагогические факторы рассматриваются в единстве с психолого-физиологическими.
Становление личности связано с ее внутренним состоянием: установками, интересами, мотивами, потребностями и т.д. Исследования Ю.К. Бабанского, Ю.П. Сокольникова и других современных ученых показывают, что становление личности происходит на основе взаимодействия трех ведущих психолого-физиологических факторов: интеллектуального, эмоционально-волевого, действенно-практического.
Действенность интеллектуального фактора в духовно-нравственном становлении личности обусловлена степенью осмысления знаний, владением умениями и навыками самостоятельной мыслительной деятельности, установлением связи между знаниями и их применением в конкретной ситуации.
Результат воздействия данного фактора предполагает овладение школьниками представлениями и духовно-нравственными понятиями на основе установления связи между знанием, соответствующим поведением и обобщающей мыслительной деятельностью в целом.
Эмоционально-волевой фактор выступает как регулятор, движущая сила познавательной деятельности школьников, поэтому имеет большое значение в их духовно-нравственном становлении.
Действенно-практический фактор выступает как средство взаимодействия школьника с действительностью. Успех влияния данного фактора во многом зависит от поставленной задачи, осознания значения окружающего мира, от многообразия видов деятельности.
Выделим противоречия как особый психологический фактор духовно-нравственного становления личности школьника. В работах Г.С. Костюк отмечено, что внешние противоречия, приобретающие порой конфликтный характер, сами по себе не становятся двигателем становления и развития. «Интериоризируясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения». [4, с. 6] Противоречия разрешаются посредством деятельности, которая приводит к образованию новых свойств и качеств личности.
В психолого-педагогической литературе также называются этнические и семейные факторы.
Рассмотрим компоненты духовно-нравственного становления личности. В научной литературе особо значимыми называют следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-чувственный и деятельностный.
Когнитивный компонент заключается в организации педагогом познания сущности и значимости духовности и нравственности. Основная функция данного компонента – обеспечение школьников знаниями о духовности, нравственности, их категориях.
Благодаря исследованиям Ж. Пиаже, мы имеем представления о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственных суждений придерживаются. Установлено, что в период жизни от 5 до 12 лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму, который определяется как твердое, непоколебимое и однозначное понимание добра и зла.
Эмоционально-чувственный компонент включает в себя воздействие педагога на эмоции и чувства и формирование духовного, нравственного отношения, и также их осознание воспитанником. Л.С. Выготский писал: «Если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции (адекватные эмоциональные переживания) оставляли след в ученике». [1, с. 140]
Деятельностный компонент включает в себя организацию и стимулирование педагогом нравственной деятельности школьника на основе усвоенных духовно-нравственных знаний, формирование осознанности поступков, стремления воспитанника действовать в соответствии с принятыми духовно-нравственными нормами, установками. Идея Л.С. Выготского о том, что поступательное развитие ученика происходит в соучастии его деятельности со взрослым, обнаружила, на что потенциально способен школьник (зона ближайшего развития). Равнение лишь на актуальный уровень развития не продвигает школьника.
Анализ научной литературы по проблеме духовно-нравственного становления личности младшего школьника позволил определить следующие выводы. Наиболее действенными факторами, влияющими на духовно-нравственное становление личности школьника, являются социальные, педагогические, психолого-физиологические. В психолого-педагогической литературе выделяются три значимых компонента становления личности – когнитивный, эмоционально-чувственный, деятельностный.
Список использованных источников.
1.               Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. и со вступ. ст. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 140 с.
2.               Лепехина Р.Х. Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях социальных перемен в обществе. Дисс… канд. пед. наук. – М., 2003. – 134 с.
3.               Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. – М., 1990. – 90 с.
4.               Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 228 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Sun-shine (20.03.2012)
Просмотров: 1497 | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Посетители
Free counters!
Гости сайта
Сайты сообществ
Сайт сообщества

При полном или частичном копировании материалов ссылка на сайт  //sun-shine-kz.ucoz.ru/  обязательна! 
© Салиш С.С., 2024